Поиск Войти
Выбор региона
Удмуртская Республика

Публикации

ОТЧЕТ о работе Совета судей Удмуртской Республики за период с октября 2008 года по октябрь 2010 года

Уважаемые делегаты и гости VII-ой Конференции судей Удмуртской Республики!

 

На состоявшейся 24 октября 2008 года VI-й Конференции судей нашей Республики был избран ныне действующий состав Совета судей в количестве 14 человек: 3 представителя от Верховного Суда, 4- от Арбитражного суда, 1- от Ижевского гарнизонного военного суда, 4 – от районных судов и 2 – от мировых судей.

В своей деятельности Совет судей Удмуртской Республики руководствовался Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами,  Федеральными законами от 26 июня 1992 года «О статусе судей в РФ», от 14 марта 2002 года «Об органах судейского сообщества в РФ».

Согласно ст.4 последнего закона, основными задачами органов судейского сообщества являются:

1)    содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства;

2)    защита прав и законных интересов судей;

3)    участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

4)    утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых кодексом судейской этики.

На пути выполнения этих задач ориентиром в повседневной работе Совета судей были решения высшего органа судейского сообщества – Всероссийского съезда судей, в частности последнего VII  съезда, состоявшегося в период со 2 по 4 декабря 2008 года в г. Москве, на котором было отмечено, что становление современной судебной системы Российской Федерации, утверждение судебной власти в качестве самостоятельной и независимой ветви государственной власти, закрепление статуса судей как гарантии их независимости приходится на 90-е годы ХХ и первые годы XXI века.

Правовой основой совершенствования и развития судебной системы явилась Концепция судебной реформы, одобренная российским парламентом в октябре 1991 года, провозгласившая в качестве приоритетного направления доступность правосудия, эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина на базе демократических принципов организации и деятельности судов в Российской Федерации.

Основные направления судебной реформы получили дальнейшее развитие в Конституции Российской Федерации, которая гарантировала каждому судебную защиту его прав и свобод, закрепила основные принципы осуществления правосудия: равенство всех перед законом и судом, независимость судей, состязательность и равноправие сторон, приоритет международных принципов и норм международного права, установила положение о финансировании судов в объеме, необходимом для полного и независимого осуществления правосудия.

В Конституции Российской Федерации также было закреплено построение судебной системы Российской Федерации на основе трех самостоятельных ветвей судебной власти: Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Были определены и формы осуществления судебной власти: посредством конституционного, гражданского, административного и  уголовного судопроизводства.

Существенно изменилось положение российского судьи, которому Конституцией Российской Федерации гарантированы независимое осуществление правосудия, неприкосновенность и несменяемость; на законодательном уровне установлены гарантии материального и социально-бытового обеспечения, соответствующее высокому статусу судьи.

Важным шагом на пути укрепления самостоятельности и независимости судебной власти явились утвержденные Правительством Российской Федерации федеральные целевые программы «Развитие судебной системы России» на 2002-2006 гг. и на 2007 -2011 гг., благодаря которым существенно улучшилось материально-техническое обеспечение федеральных судов, включая строительство и реконструкцию зданий и помещений судов, их компьютеризацию. Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации создана уникальная Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие», объединяющая в единое информационное пространство все суды обшей юрисдикции и систему Судебного департамента.

В настоящее время как составная часть указанной системы действует информационно-телекоммуникационная сеть Интернет, активно используемая судами для информирования о своей деятельности, о чем более подробно я расскажу позже.

 

В течение отчетного периода времени Совет судей Республики в тесном сотрудничестве с Управлением судебного департамента и Управлением по обеспечению деятельности мировых судей постоянно предпринимал меры по дальнейшему укреплению судебной власти в регионе, повышению ее авторитета, реализации конституционных гарантий обеспечения судебной защиты прав и свобод граждан.

Как и в прежние годы, суды Республики работают в напряженном режиме, о чем свидетельствует количество рассмотренных судами дел за отчетный период.

Районные:

 

За 2009 год и 6 месяцев 2010 года судьями районных (городских)  судов Удмуртской Республики было окончено:

 

-9 792 уголовных дела, из них с нарушением сроков - 0,03%

-45 846 гражданских дел, из них с удовлетворением иска - 30 974. (т.е. 2/3 удовлетворяются).  С нарушением сроков- 0,7%,

-2 423 дела об административных правонарушениях, из них с нарушением сроков 4,7%,

-10 915 уголовных и гражданских апелляционных дел и жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях.

 

Итого: 68 976 дел

 

Качество рассмотрения:

Уголовные - 97,6%

Гражданские – 97,9%

Административные – 97,8%.

 

Мировые:

 

За 2009 год и 6 месяцев 2010 года мировыми судьями судебных участков Удмуртской Республики было окончено:

 

-10 864 уголовных дела, из них с нарушением сроков – 0,16 %

-235 659 гражданских дел, из них с удовлетворением иска – 221 895. С нарушением сроков - 0,3 %,

-79 897 дел об административных правонарушениях, из них с нарушением сроков 0,7 %,

-25 171 других материалов.

 

Итого: 351 591 дел

 

Качество рассмотрения:

Уголовные – 98,5 %

Гражданские – 99,9 %

Административные – 98,3 %.

 

 

Уважаемые коллеги! Совет судей Удмуртской Республики строил свою работу согласно заранее составленных планов, которые мы постарались сформировать на основе ваших предложений, пожеланий, рекомендаций по поводу того, каким бы вы хотели видеть Совет судей и его работу. С этой целью после  предыдущей Конференции было проведено анкетирование судей. Всего в анкетировании приняло участие 126 действующих судей. Результаты анкетирования  были обсуждены на заседании Совета судей и учтены при составлении плана работы Совета.

Следует отметить, что основная часть пожеланий сводилась к активизации работы Совета по укреплению независимости, неприкосновенности, социальной защищенности и безопасности судей, повышению уровня авторитета судебной власти.

31 %  опрошенных считают необходимым повысить уровень гласности принимаемых Советом судей решений, в том числе по распределению санаторно-курортных путевок, денежных средств на жилье, премии и т.д. Принятые решения доводить до судейского сообщества путем их размещения на сайте Совета судей, в Вестниках и бюллетенях, либо через председателей судов.

7 % (9 человек)  участников анкетирования пожелали поставить на обсуждение Совета судей Удмуртской Республики вопрос об обеспечении судей санаторно-курортными путевками надлежащего качества, так как распределяемые путевки указанным требованиям не отвечают. Один из опрошенных судей пожелал Совету судей Удмуртской Республики объективности в решении вопросов о распределении путевок и в качестве критерия распределения предложил использовать показатель качества работы судьи.

8 % (10) человек судей, принявших участие в анкетировании, в качестве пожелания просили организовать достойное медицинское обслуживание с обследованием на современных технических аппаратах.

5 % (6 человек) пожелавших выразить свое мнение по поставленным вопросам, озвучили необходимость активного решения жилищно-бытовых вопросов судей.

В качестве рекомендаций прозвучали также необходимость организации создания в судах условий для социальной реабилитации (комнаты отдыха и т.п.) и служб психологической помощи; дополнительного поощрения, например, за качественное, своевременное рассмотрение дел; изучения вопроса о возможном применении ст. 3 Закона Удмуртской Республики от 29 декабря 2004 года № 92 – ФЗ «Об оплате труда и мерах социальной поддержки работников государственных учреждений Удмуртской Республики» в отношении судей и работников судебной системы.

В качестве актуальных вопросов озвучены проблемы развития и обеспечения деятельности мировой юстиции, а также возможность повышения оплаты труда мировым судьям, работающим одновременно на 2 судебных участках, и  введения института помощников мировых судей.

Один из опрошенных пожелал Совету судей Удмуртской Республики  обсудить вопрос о «стабилизации судебной практики».

Участники опроса также обратили внимание Совета судей Удмуртской Республики на необходимость проведения работы по формированию положительного мнения о судах и судьях в средствах массовой информации и возможность официального реагирования на проявление ущемления авторитета судебной власти, опровержение клеветы, в том числе, напечатанной в СМИ, транспорентности судебной системы.

Также было много предложений по оптимизации работы мировых судей, улучшению их материально-технического обеспечения, решению социальных проблем, введению института наставничества.

Надо сказать, что большинство предложений Совет судей постарался учесть в своей текущей работе. Об этом свидетельствуют планы работы Совета,  а также тематика проведенных им заседаний.

 

Всего за отчетный период совет судей собирал свои заседания 19 раз, т.е. каждый месяц, за исключением летних, учтя при этом пожелания членов предыдущего Совета о необходимости предварительной рассылки повесток для того, чтобы обсуждение поставленных вопросов было более подготовленным и эффективным.

 

На одном из первых заседаний Совета был утвержден план его работы, образованы комиссии при Управлении судебного департамента по Удмуртской Республике в количестве 7, куда кроме членов Совета вошли работники Судебного департамента, а также судьи, не являющиеся членами Совета судей. Помимо этого, непосредственно в Совете были организованы 3 Комиссии: по обеспечению санаторно-курортного лечения и  медицинского обслуживания, комиссия по работе с мировыми судьями и комиссия по этике.

Забегая вперед, скажу, что в условиях относительно небольшой Республики существование отдельно взятых комиссий, за исключением комиссии по этике, себя не оправдало, т.к. вопросы, относящиеся к компетенции первых двух комиссий, разрешались самим Советом во взаимодействии с Управлением судебного департамента и Управлением по обеспечению деятельности мировых судей.

 

Как уже говорилось выше, одним из условий формирования независимости и самостоятельности судебной власти является укрепление материально-технической базы судов. Важная роль в этом отведена Судебному департаменту, который за отчетный период дважды докладывал Совету судей «Об итогах реализации программы развития судебной системы Удмуртской Республики в части материально-технического обеспечения судов в 2008 ,2009 годах и о плане работ на 2010 год».

При этом следует отметить, что хотя положение дел с финансированием судов улучшилось, однако объем средств, выделенных на финансирование судебной системы, не обеспечивает реальную потребность. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, бюджетные ассигнования, предусмотренные  проектом Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 -2011 годов», удовлетворяют потребностям суда лишь частично. По отношению к бюджетной заявке на 2009 - 2010 годы объем ассигнований на обеспечение судов не превышает 70-80 %. Несмотря на это, Совет судей положительно отмечает работу Управления судебного департамента по Удмуртской Республике в этом направлении деятельности.

 

Особое внимание Совета судей уделялось контролю за внедрением информационных технологий, предоставляющих качественно новые возможности для информационной поддержки деятельности руководства судов, судей и работников аппарата, нацеленных на совершенствование судопроизводства и повышение доступа к правосудию, сокращение сроков рассмотрения судебных дел, заявлений, жалоб граждан и организаций.

С 1 июля 2010 года вступил в действие ФЗ от 22 декабря 2008 года № 262- ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Подготовка судов к его реализации была непростой, сопряженной с техническими и организационными трудностями. Достаточно сказать, что 5 раз этот вопрос включался в повестку дня заседаний Совета.

Не оставался он без внимания и со стороны органов государственной власти. Так, 30 марта 2010 года в формате видеоконференции  состоялось совещание при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе, посвященное выполнению этого закона в части, касающейся мировых судей.

В настоящее время имеют выход в информационную сеть Интернет все суды республики, все мировые судьи и Управление судебного департамента по Удмуртской Республике, которые обеспечены типовыми сайтами, разработанными НИИ «Восход», что значительно облегчает их дальнейшую интеграцию в единое информационное пространство.

Работа по наполнению сайтов судов информацией ведется в соответствии с требованиями  вышеназванного закона, Постановления президиума Совета Судей Российской Федерации от 17 мая 2010 г. № 225 «Об утверждении временного регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции».

На порталах Совета Судей РФ и Высшей квалификационной коллегии судей РФ открыты разделы, отражающие информацию о деятельности органов судейского сообщества Республики.

В целях реализации требований федерального законодательства и решений вышестоящих органов на всех уровнях судов разработана соответствующая документация, изданы приказы, утверждены Инструкции, определены лица, ответственные за ведение сайтов и наполнение их информацией, в отдельных случаях разработаны Методические рекомендации и пошаговые Инструкции, проведено обучение судей и работников аппарата.  

 На сайтах судов и УСД по УР содержатся сведения об  организационной структуре, правовой основе их деятельности, контактные данные, сведения об органах судейского сообщества,  выставлены образцы исковых заявлений и других документов, сведения о государственной пошлине, правилах поведения в зданиях судов  и другая необходимая информация. Систематически обновляется информация об объявлении конкурсов на замещение вакантных должностей судей и работников аппарата,  проведения аукционов и котировок по госзакупкам.

В рамках дальнейшего развития ГАС «Правосудие», особенно с 1 июля 2010 года, с момента вступления в силу указанного выше федерального закона, окончательно доработаны разделы сайтов судов «Судебное делопроизводство» и «Судебные акты», отражающие в автоматическом режиме  из базы «Судебное делопроизводство» (за исключением участков мировых судей) сведения о назначенных к рассмотрению уголовных, гражданских и административных делах, результатах их рассмотрения, а также принятых судебных актах.

   С 1 июля 2010 года (по состоянию на 8 октября) Верховным Судом республики опубликовано в Интернете 1480 судебных актов, в т.ч. 738 по гражданским делам, 593 и 149 соответственно по уголовным и административным делам. Удельный вес выставленных судебных актов в Интернете  коллегий по уголовным делам составил 81% (от числа разрешенных к публикации) и коллегией по гражданским делам - 69,4% . 

По районным и городским судам эти сведения выглядят следующим образом:

 

Суды

РАЙОННЫЕ  (ГОРОДСКИЕ)

Процент размещенных гражданских дел

Процент размещенных административных дел

Процент размещенных уголовных дел

1

Алнашский

98

73

98

2

Балезинский

44,4

25

79,4

3

Вавожский

78,15

100

100

4

Воткинский городской

40,7

36,8

76,5

5

Глазовский городской

30

93

54

6

Граховский

25

83,3

50

7

Завьяловский

58

89,8

100

8

Игринский

100

86,85

85,9

9

Индустриальный г. Ижевск

79

96,8

80

10

Камбарский

91,9

100

100

11

Каракулинский

62,5

100

50

12

Кезский

58

16,6

93,6

13

Кизнерский

75

100

65

14

Киясовский

42

100

66

15

Ленинский г. Ижевск

100

100

100

16

Малопургинский

96,25

100

100

17

Можгинский городской

43,7

84,25

54,2

18

Октябрьский г. Ижевск

58,3

66,6

81

19

Первомайский г. Ижевск

13,7

0

65,4

20

Сарапульский районный

100

0

100

21

Сарапульский городской

66,6

66,8

88,2

22

Сюмсинский

11

100

50

23

Увинский

100

90,6

100

24

Устиновский  г. Ижевск

55

52

80

25

Шарканский

62,5

0

85

26

Юкаменский

95

100

95

26

Як-Бодьинский

71

100

94

28

Ярский

61,9

0

73,3

 

ИТОГО

65 %

70 %

81 %

 

В среднем размещено 72 % решений

 

По участкам мировых судей –

 

суд

Процент размещенных гражданских дел

Процент размещенных административных дел

Процент размещенных уголовных дел

 

Итого

21%

29%

34%

 

В среднем размещено 28% решений

Данные сведения взяты из информации, предоставленной Управлением по обеспечению деятельности мировых судей, а также информации, предоставленной судами на основании решения Совета судей, в соответствии с которым эти сведения должны представляться Совету не позднее 5-го числа каждого месяца.

Необходимо отметить, что суды, в общем-то, ответственно подходят к исполнению данного закона. Судьи и помощники судей готовы размещать свои решения на сайтах судов и размещают их. Однако были случаи, когда судья решения разместил, а на сайт зайти невозможно ввиду его недоступности. В этих случаях отделам информатизации приходилось разбираться, почему программное обеспечение дает сбои. Хотелось бы, чтобы стремление судей исполнять закон не разбивалось о стену технических препятствий.

 

В повестке дня остро стоят вопросы обеспечения качества размещаемых в Интернете материалов, включая тексты судебных актов, особенно их соответствия нормам русского языка, при его использовании как государственного языка Российской Федерации.

Это требование было изложено еще в постановлении Президиума Совета судей Российской Федерации от 25 октября 2007 г. № 125 «О мерах по обеспечению речевой и языковой культуры судей, работников аппаратов судов и претендентов на должности судей».

Реализовано оно пока только в Верховном Суде УР – в 2010 году введена должность консультанта-лингвиста.

Имеющийся на сайтах раздел по работе с обращениями граждан позволяет оперативно получать и рассматривать соответствующие жалобы и предложения.

В 2010 году только в Верховном суде УР зарегистрировано 24 таких обращения (на 14 октября 10г.).

В целях информационного обеспечения деятельности судов необходимо обеспечить эффективное использование поставленного оборудования и разработанного программного обеспечения, эту работы председателям судов взять на повседневный контроль.

Обеспечить четкое исполнение действующего законодательства и имеющихся возможностей публикации судебных актов и реализацию поставленных задач по обеспечению доступа граждан к информации о деятельности судов. Эту работу председателям судов необходимо также взять на особый контроль с еженедельным подведением ее итогов, так, как это делается во многих судах.

Деятельность по размещению информации о судах и принятых решениях в сети «Интернет» судами общей юрисдикции Удмуртской Республики в отчетный период проверялась дважды.

 В октябре 2009 года рабочей группой в составе члена Комиссии Совета судей Российской Федерации по информации и автоматизации работы судов председателя Верховного Суда Республики Коми Шишкина В.А. и заместителя начальника отдела правовой информации Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента Крицы А.Ю. и ведущим консультантом  ОМПС Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Чадериной Л.П. в апреле 2010 года.

Существенных недостатков не выявлено.

 

Отделом информатизации Верховного Суда Удмуртской Республики был проведен сравнительный анализ количества выставленных судебных актов (по виду судопроизводства) судами субъектов Российской Федерации по Приволжскому Федеральному округу. По абсолютному показателю Удмуртия  занимает в настоящее время из 14 регионов 6-е место. Несмотря на неплохой результат, резервы для совершенствования есть.

 

Одним из наиболее спорных вопросов деятельности Совета судей были медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей и членов их семей.

Организация медицинского обслуживания судей и членов их семей основана на Законе РФ «О статусе судей в РФ», Постановлении Верховного Совета РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О статусе судей в РФ».

В 2010 году Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации и страховой компанией ЗАО «МАКС» заключен государственный контракт на осуществление добровольного медицинского страхования судей федеральных судов общей юрисдикции, мировых судей (в том числе пребывающих в отставке), членов их семей.

В Удмуртской Республике утверждена лечебная база, в состав которой включено 42 высококвалифицированных лечебных учреждения (32 - в г. Ижевске, 3 - в г.Сарапуле, 3 - в г.Глазове, 2 - в г.Воткинске, 1 - в г.Можге, 1 - в Игре). В их число входят как поликлиники общего профиля, так и лечебные учреждения узкой специальности. В результате проведенного анкетирования судей известно, что перечнем оказываемых услуг и качеством обслуживания в данных учреждениях они в целом удовлетворены.

Судьи обращаются в базовые лечебные учреждения для получения медицинской помощи самостоятельно, в остальные - по согласованию с представителем ЗАО «МАКС» в Удмуртской Республике Юпашевским Николаем Валерьевичем. Перечень предоставляемых услуг добровольного медицинского страхования определен комплексной программой.

Представитель страховой компании ЗАО «МАКС» при необходимости дает консультации и проводит личные встречи каждую вторую и четвертую среду месяца в здании Верховного Суда Удмуртской Республики.

В мае 2010 года организовано и проведено Межведомственное совещание по вопросам медицинского обслуживания судей и членов их семей с участием представителей Министерства здравоохранения УР, Управления здравоохранения г. Ижевска, страховых компаний по обязательному и добровольному страхованию.

 Одним из основных вопросов, которые обсуждались на этом совещании, было разрешение проблемы медицинского обслуживания в одном  лечебном учреждении как по линии обязательного, так и по линии добровольного страхования, поскольку при такой системе судьи не ходили бы по различным медицинским учреждениям, а обслуживались в одном месте, что экономило бы их время и силы. Однако, несмотря на то, что эта проблема существует давно, решить ее в рамках этого совещания не удалось и, видимо, новому Совету судей придется вновь заниматься ее решением.

Судьи обращаются в Управление Судебного департамента в Удмуртской Республике и Верховный Суд УР с заявлениями на возмещение расходов по приобретению лекарственных средств. За 2010 год направлено 40 заявлений УСД, 38 - Верховным Судом УР. За 2008-2010 г.г. было направлено три обращения Совета судей УР об увеличении размера возмещения расходов на приобретение лекарственных средств на сумму свыше предусмотренной комплексной программой добровольного медицинского страхования.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от    2 октября 2009 г. № 811 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год» проведена работа по организации дополнительной диспансеризации. Данный осмотр прошли 33 судьи (в 2009 году - 127), судьи Верховного Суда проходили диспансеризацию в 2008 году (19 человек).

Этот вопрос обсуждался прежним Советом судей. И тогда, как и сейчас, отмечалось, что многие судьи просто проигнорировали это мероприятие и не прошли диспансеризацию, что, конечно, сводит на «нет» все организационные мероприятия по ее проведению и подрывает саму идею оздоровления судейского корпуса.

В 2009 году 1 застрахованный из судей районных (городских) судов обратился за дорогостоящим лечением по линии ДМС (свыше 55 тыс. рублей) в лечебном учреждении другого региона (по ходатайству Судебного департамента при Верховном Суде РФ размер страховой суммы увеличен). По Верховному суду УР в 2009 году 2 застрахованных обратились за дорогостоящим лечением по программе ДМС, 3 застрахованных обследование и лечение проходили в другом регионе.

В период 2008-2010 г. письменных жалоб на работу лечебных учреждений или представителя страховой компании не поступало.

Деятельность по организации санаторно-курортного лечения судей и членов их семей основана на Законе РФ «О статусе судей в РФ», ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов РФ», Постановлении Верховного Совета РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О статусе судей в РФ».

В 2010 году выделено для организации санаторно-курортного лечения судей и членов их семей в УСД - 4 млн. рублей, в Верховный Суд УР - 3 336 600 руб. (из них     2 727 000 руб. - для действующих судей).

17 декабря 2009 года состоялось заседание Совета Судей Удмуртской Республики, на котором был утвержден порядок распределения путевок судьям и членам их семей в 2010 году, а именно предоставлять санаторно-курортные путевки судье, изъявившему желание реализовать право на санаторно-курортное лечение, и одному члену его семьи. Данный порядок касается судей районных (городских) судов и мировых судей. В Верховном Суде УР санаторно-курортными путевками обеспечиваются все желающие.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» путевки приобретаются по результатам проведения открытых конкурсов на организацию услуг по санаторно-курортному лечению и запроса котировок цены.

 

Одной из основных задач органов судейского сообщества является содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства. Советом судей проведен ряд мероприятий, направленных в русле решения этой задачи. Так,  одной из проблем организации судебных процессов в судах Республики является несвоевременное конвоирование подсудимых. Этой теме было посвящено одно из заседаний Совета судей, на которое был приглашен Председатель Ленинского районного суда г. Ижевска Кучко В.Г., который представил выписку из журнала учета времени прибытия конвоя в Ленинский суд. Из доклада  председателя суда и указанной выписки было видно, что подсудимые доставлялись в суд с большой задержкой, что приводило к затягиванию судебных процессов, необоснованному отложению судебных заседаний, и, как следствие, нарушению сроков рассмотрения дел.

На этом заседании также был заслушан командир конвойного батальона Биянов А.А., назвавший ряд причин несвоевременного доставления следственно-арестованных на судебное заседание. По итогам обсуждения Советом судей было принято решение об обращении с письмом в УФСИН по УР для рассмотрения вопроса организации работы учреждений УФСИН в целях своевременного конвоирования следственно-арестованных  в судебные заседания судов Республики. Через 2 месяца командир конвойного батальона вновь был заслушан на заседании Совета и доложил, что в течение ноября 2009 года время опоздания конвоя в судебные заседания сократилось до 10 минут.

 

С целью решения проблемы сокращения сроков рассмотрения дел Советом судей обобщена информация председателей районных судов о взаимодействии судов со службой судебных приставов по вопросам охраны помещений судов и исполнения принудительных приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд. После обсуждения данной информации на заседании Совета она была доведена до Руководителя Управления ФССП РФ по УР Марданшина А.Н..  При этом было отмечено, что большинство судов положительно оценивают работу  данной службы, за исключением председателей Игринского и Красногорского  судов, негативно оценивших работу судебных приставов в своих районах.

 

В Конституции Российской Федерации определены формы осуществления судебной власти: посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. По обыкновению основные усилия судьями направляются  на  рассмотрение уголовных и гражданских дел. Однако нагрузка по рассмотрению административных дел с каждым годом увеличивается, и это связано не только с количеством, но и со сложностью административных дел, повышением требований к качеству их рассмотрения. Вместе с тем, до недавнего времени статистики по административным делам, аналогичной той, которая ведется  по уголовным и гражданским делам, не было. В этой связи Советом судей в начальный период своей работы был рассмотрен вопрос судебной статистики по административным делам, что позволяет в настоящее время по итогам работы за полугодие и за год иметь полное представление о состоянии административного производства в Республике.

 

Большое значение  в любой сфере деятельности имеет качественный состав сотрудников, их профессионализм и квалификация. Поддержание этих качеств на высоком уровне невозможно без организации системы повышения квалификации и стажировок судей. В этой связи Советом судей были заслушаны отчеты руководителей Управления судебного департамента и Управления по обеспечению деятельности мировых судей о состоянии работы в этом направлении. Следует отметить, что, если стажировки и повышение квалификации федеральных судей проходят в отработанном режиме согласно утвержденных планов, то со стажировкой мировых судей есть проблемы. Основная из них, как прозвучало на заседании Совета – отсутствие финансирования на оплату командировочных расходов мировых судей по прохождению стажировок. Советом было обращено внимание Начальника Управления по ОДМС на необходимость разрешения этой проблемы. Помимо этого Советом  было утверждено Положение о порядке стажировки мировых судей.

 

Согласно ст. 4 Закона об органах судейского сообщества, одной из основных задач является «обеспечение выполнения судами требований, предъявляемых Кодексом судейской этики». Во исполнение этой задачи Советом судей в декабре 2008 года была образована Комиссия по этике и утверждено Положение о комиссии по этике Совета судей Удмуртской Республики. Председателем Комиссии является судья Верховного Суда Удмуртской Республики Калмыков В.Ю. Целью деятельность Комиссии, как указано в Положении, является участие в формирование честного и независимого судейского корпуса, поддержание высоких норм судейской этики и повышение авторитета судебной власти.

Помимо указанного, при создании этой Комиссии Совет руководствовался  желанием обеспечить профилактику и предотвращение совершения судьями проступков, порочащих их честь и достоинство,  а также, при наличии оснований, обеспечить возможность ограничиться обсуждением на Совете судей без передачи материалов  в орган, чьей компетенцией является досрочное прекращение полномочий судьи, т.е. в ККС РФ.

За отчетный период Комиссией проведено 10 заседаний, на которых было обсуждено 2 заявления граждан, 1 обращение Начальника Управления службы безопасности МВД УР, информация УСД в УР, 1- представление Председателя Верховного  Суда Удмуртской Республики и 3 представления председателей районных судов, всего в отношении 13 судей. Из них в отношении 9 судей Комиссия ограничилась обсуждением, в отношении 2-х вопрос передан на рассмотрение Совета судей, и в отношении 2-х доводы о нарушении судьями положений Кодекса судейской этики не подтвердились.

Советом судей вместе с материалами, переданными из Комиссии по этике, обсуждались материалы в отношении 5-и судей. Из них в отношении 2-х Совет ограничился обсуждением, а в отношении 3-х судей материалы переданы на рассмотрение ККС УР, которой они привлечены к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения.

 

5 августа 2010 года в г. Москве состоялось очередное заседание Президиума Совета судей РФ. На заседании был рассмотрен вопрос о состоянии спортивно-массовой работы, пропаганды здорового образа жизни и создании условий для занятий физкультурой и спортом в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. По итогам обсуждения этого вопроса Комиссии Совета судей по вопросам статуса судей и правового положения работников аппаратов судов поручено провести сбор информации о наличии и состоянии указанной работы в судах общей юрисдикции РФ и территориальных органах системы Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с целью освещения полученных результатов на следующем заседании Президиума Совета судей Российской Федерации. При этом предложен перечень из 18 вопросов. Должен сказать, что по каждому из них нами  представлена соответствующая информация, поскольку с самого начала своей работы Совет судей совместно с Управлением судебного департамента очень много внимания уделял этому направлению деятельности.

Достаточно сказать, что в соответствии с решением Совета судей Удмуртской Республики от 17 сентября 2009 года в целях пропаганды активного и здорового образа жизни, вовлечения работников в систематические  занятия физической культурой и спортом, с октября 2009  по май 2010 года были проведены соревнования  «Спартакиады» среди судей и работников аппаратов судов Удмуртской Республики по шести видам спорта:  настольному теннису, дартсу, лыжным гонкам,  стрельбе из малокалиберной винтовки, плаванию, волейболу.

В каждом отдельном виде соревнований участвовало 12 команд, состоящих из сотрудников Верховного и Арбитражного судов, районных судов г. Ижевска, Завьяловского районного суда, городских судов г. Глазова, Можги, Сарапула, Воткинска.

Массовостью отличались соревнования по волейболу, стрельбе, лыжным гонкам, плаванию, где в среднем принимало участие более 90 человек.

В мае 2010 года  были проведены соревнования в личном первенстве по игре в бильярд, не входящие в зачет «Спартакиады».

Победителем «Спартакиады» стал коллектив Устиновского районного суда г. Ижевска (председатель суда Белоусов А.Е., администратор – Кузнецов Э.В.).

2 место завоевала команда Верховного Суда Удмуртской Республики (Председатель - Суханов Ю.В., ответственный за спортивную работу – помощник судьи Кузнецова А.А.).

3 место заняла команда Ленинского районного суда г. Ижевска (председатель - Кучко В.Г., администратор – Пестряков А.Д.).

 

Кроме того, в течение последних 4-х лет в Приволжском федеральном округе ежегодно проводится Чемпионат среди команд судейского сообщества по мини-футболу. Команда нашей Республики 3 раза становилась чемпионом, завоевывая победу в упорной спортивной борьбе.

Необходимо сказать, что во многих районах: Устиновском, Индустриальном, ряде других, проводятся соревнования районного масштаба, в которых участвуют команды Администрации района, прокуратуры, РОВД, других ведомств, где наши команды по отдельным видам спорта занимают первые места, о чем свидетельствуют дипломы и кубки, размещенные на почетных местах в помещениях судов.

 

Помимо этого в Республике проводился конкурс профессионального мастерства. Так, 18 ноября 2009 года состоялся финал конкурса профессионального  мастерства среди помощников  судей и секретарей судебного заседания районных (городских) судов Удмуртской Республики. В нем приняли участие 21 секретарь судебного заседания и 22 помощника судей.

В номинации «Лучший секретарь судебного заседания»:

1 место заняла Иванова Анастасия Александровна (Глазовский городской суд),

2 место -  Буня Ольга Юрьевна (Устиновский районный суд г. Ижевска),

3 место - поделили Баранова Любовь Михайловна (Ленинский районный суд г. Ижевска) и Сабрекова Елена Анатольевна (Октябрьский районный суд г. Ижевска).

 

В номинации «Лучший помощник судьи»:

1 место – Шадрина Марина Владимировна (Первомайский районный суд г. Ижевска),

2 место – Емельянова Елена Петровна (Ленинский районный суд г. Ижевска),

3 место – Нартдинова Гульнара Раифовна (Устиновский районный суд г. Ижевска).

 

Также большой интерес вызвал Конкурс художественной самодеятельности, проведенный 1 марта 2010 года и посвященный празднованию Международного женского дня. В нем приняли участие коллективы Верховного Суда Удмуртской Республики, Устиновского, Ленинского, Индустриального, Первомайского, Октябрьского районных судов г. Ижевска, Глазовского, Воткинского, Малопургинского, Ижевского гарнизонного, Кезского, Можгинского, Игринского, Завьяловского, Балезинского судов Удмуртской Республики.

 

Кроме того, Советом судей организовывались торжественные встречи Нового года с участием судей Республики и помощников судей.

 

Уважаемые коллеги! Обществом постоянно отмечается необходимость сохранения неразрывной связи поколений с тем, чтобы не оставлять без внимания людей, которые большую часть своей жизни отдали служению своему профессиональному долгу. Теперь они находятся на заслуженном отдыхе, но хотят быть полезными судейскому сообществу, желают передавать свой большой жизненный и профессиональный опыт молодым. В общем, не оставаться в стороне от той жизни, которой жили раньше. Именно этим и  было обусловлено создание Совета ветеранов и судей в отставке Удмуртской Республики, Положение о котором было обсуждено и утверждено на заседании Совета судей 23 апреля 2010 года. Председателем Совета ветеранов был избран Первый заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики в отставке Кадров Н.В. 

Надо сказать, что с самого начала своего образования Совет ветеранов начал активно работать, стремясь вовлечь в  свое движение наибольшее количество судей в отставке. Кроме того, по инициативе Совета ветеранов Совет судей обсудил вопрос санаторно-курортного обеспечения судей в отставке в 2009 году и их обеспеченность в 2010 году и с удовлетворением констатировал, что все заявления ветеранов об обеспечении их санаторно-курортными путевками в этот период времени были удовлетворены полностью.

Уже сейчас Кадров Н.В., Першаева О.В. участвуют в семинарских занятиях, выступая перед помощниками судей, а заместитель Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики в отставке Уткин В.Г. возглавляет Экзаменационную комиссию при ККС УР. Думается, что в дальнейшем Совет ветеранов и Совет судей Удмуртской Республики будут работать в тесном взаимодействии.

 

Конечно, уважаемые коллеги, за 2 года невозможно сделать все, чего хотелось бы. Осталось много проблем и вопросов, на которые следует обратить внимание новому составу Совета. Так, например, на наш взгляд новому Совету судей следует больше сконцентрироваться на контроле выполнения основной задачи, стоящей перед судами - осуществлении правосудия с высоким качеством и в установленные законом сроки. С этой целью необходимо чаще приглашать председателей на заседания Совета для того, чтобы обсуждать причины нарушения сроков, низкого качества рассмотрения дел и в тоже время приглашать председателей тех судов, которые имеют стабильные показатели работы и могут предложить свои способы и методы организации работы с тем, чтобы Совет судей этот опыт распространял и рекомендовал к внедрению.

 

Показатели качества работы тесно связаны с уровнем профессиональной подготовки судьи, с его квалификацией, которую надо постоянно повышать. И делать это необходимо как с использованием традиционных способов: это обучение в Академии Правосудия, стажировка в Верховном Суде УР, организация семинарских занятий, так и с использованием новых методов обучения и самоподготовки.

Так, в настоящее время Верховный Суд Удмуртской Республики широко использует электронные средства информирования судов, рассылая по электронной почте наиболее значимые судебные постановления, справки о работе и обобщения. Наряду с тем, что решения, принимаемые Верховным Судом Удмуртской Республики, размещаются в Интернете, вышеназванные способы обмена информацией с судами должны  приносить свои результаты. Роль Совета судей в данном случае могла бы сводиться к функции контроля за своевременностью, периодичностью проведения стажировок, семинаров, других форм обучения, а также к  вопросу разрешения проблем финансирования, в частности, семинарских занятий с мировыми судьями.

 

На VI Конференции судей Удмуртской Республики обсуждались проблемы функционирования мировой юстиции, которую иногда называют «падчерицей в семье российского правосудия». И действительно, хотя и сдвиги к лучшему есть, но основные трудности остались. Это, прежде всего, огромная нагрузка, которая постоянно из года в год растет из-за увеличения количества гражданских дел. И это несмотря на законодательные меры по урегулированию этого вопроса. Я имею в виду изменения в ст. 4  Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», в соответствии с которой судебные участки стали создаваться из расчета численности населения на одном участке от 15 до 23 тысяч человек вместо прежних от 15 до 30 тысяч населения; изменения в ст. 23 Гражданского Процессуального Кодекса, предусматривающие  существенное сужение компетенции мирового судьи по рассмотрению гражданских дел; постепенное внедрение института помощников мирового судьи. Но этих мер оказалось недостаточно.

Выше говорилось о том, что Советом  судей Удмуртской Республики    17 февраля 2009 года утверждено Положение о стажировке мировых судей. Необходимо, руководствуясь этим Положением, процесс стажировки и обучения вновь назначенных мировых судей, их адаптацию к новым условиям работы, поставить под особый контроль председателей судов для того, чтобы мировой судья в возможно сжатые сроки смог начать работать качественно и эффективно. Но и после этого он не должен оставаться без помощи и внимания со стороны федеральных судей. Неоценимую помощь в этом, на мой взгляд, должен сыграть институт наставничества. Помимо этого новому составу Совета судей необходимо решить вопрос  включения мировых судей в систему диспансеризации, поскольку ранее они ее не проходили.

 

Важное значение в условиях гласности, прозрачности и доступности правосудия имеет связь судейского сообщества со средствами массовой информации, которые служат наиболее эффективным инструментом информирования населения о деятельности судебных органов. На наш взгляд в последние годы эта работа ослабла, если не сказать «свелась к нулю», поскольку выступлений судей на телевидении, радио, в печатных изданиях очень мало. Необходимо активизировать эту работу в каждом районе Республики, в каждом суде. При этом  задачу информирования населения о своей работе можно решать уже апробированными средствами, такими как встречи с трудовыми коллективами, организацией в районе таких мероприятий, как «День суда», проводимых до недавнего времени руководством Верховного Суда Удмуртской Республики, Управлением судебного департамента и Управлением по ОДМС. Эти мероприятия необходимы, поскольку открытость правосудия является залогом роста доверия граждан к своим судам.

 

Качество функционирования судебной системы непосредственным образом связано с кадровым обеспечением судейского корпуса. Последнее является одной из основных задач органов судейского сообщества, что зафиксировано в ст. 4 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Согласно закона «О статусе судей в Российской Федерации» решения о рекомендации к назначению на должность судьи принимаются Квалификационной Коллегией Судей, с которой Совет судей находится в тесном взаимодействии, о чем свидетельствуют материалы, направляемые Советом в Квалификационную Коллегию. Однако, на наш взгляд, вышеназванная ст. 4 нами исполняется не полностью, т.к. Совет судей непосредственного участия в формировании судейского корпуса и отборе кандидатов в судьи не принимает, что противоречит Закону «Об органах судейского сообщества». Между тем, практика предварительного согласования кандидатур на должности судей в Совете судей ранее существовала в нашей Республике. Существует она и во многих регионах Российской Федерации. Думается, что новому составу Совета судей следует озадачиться этим вопросом, обсудить его и принять решение, соответствующее требованиям закона и интересам судейского сообщества Удмуртской Республики.

 

Уважаемые коллеги! Это лишь небольшой перечень задач, лежащих на поверхности и требующих своего разрешения новым составом Совета судей Удмуртской Республики. На самом деле их - бесконечное множество. Надо только их видеть и стремиться разрешить, что я и желаю новому Совету судей вместе с пожеланиями успехов в этой работе. А также я хочу поблагодарить пока еще действующий состав Совета судей за активное участие в его деятельности, пожелать крепкого здоровья и удачи.

Спасибо за внимание.

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Удмуртской Республики

Вход

Забыли пароль?